Слова, противоположные по значению

Белякович Н.В.,
ГУО “Деревнянская средняя школа”

Русский язык2 класс

Тема: «Слова, противоположные по значению»
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся  узнают о словах, противоположных по значению; научатся находить их в предложениях и текстах, а также употреблять в собственной речи слова, противоположные по значению.
Задачи:
-создать условия, способствующие формированию умений распознавать слова, противоположные по значению;
-содействовать развитию коммуникативных умений, необходимых при работе в группе;
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, познавательного интереса к урокам русского языка.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:карточки-задания, проектор, компьютер.
1.Организационный этап
- Дети, вам тепло? (Да!)
 В классе всем светло? (Да!)
 Прозвенел уже звонок? (Да!)
 Может, кончился урок? (Нет!)
 Только начался урок? (Да!)
 Вы хотите все учиться? (Да!)
 Значит, можете садиться!
- Кто богатым хочет стать?
- А какое богатство вы можете принести из школы? (знания)
- Как нужно работать на уроке, чтобы обогатить себя знаниями?
 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
-Сегодня  нам предстоит путешествие на новый остров. Вы узнаете, какие слова там живут.
Чтобы вы не скучали, капитан корабля приготовил для вас задания.
*Для чего нужны слова?
*Где можно узнать значение слова?
*Сколько значений может иметь слово? Приведите примеры.
*Могут ли несколько разных слов иметь одно значение? Приведите пример.
-Молодцы, хорошо справились!
-Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия.
-Вот следующее задание капитана. Чтобы не поднялся шторм, и мы не утонули, вам необходимо правильно прописать первую и вторую строчки.
- Какие буквы будем писать? Дайте характеристику буквам.
Минутка чистописания. Чч чт чи
Чтобы научится плавать, надо лезть в воду.
-Объясните, как вы понимаете это выражение.
3.Этап усвоения новых знаний и способов действий
-Вот мы и на острове.  Прочитайте пары слов: высоко-низко, далеко-  близко, жарко-холодно, догоняет-убегает, грустный-весёлый, большой-маленький .
- Чем они отличаются эти слова? Подумайте,  почему эти слова объединились в пары? Тема нашего урока «Слова с противоположным значением». Чему мы будем учиться на уроке? (формулирование цели урока вместе с учащимися)
Цель: узнаем о словах, противоположных по значению, научимся находить в предложениях  и текстах, употреблять в собственной речи слова, противоположные по значению.
Правило в учебнике читают учащиеся про себя.
Слова бывают противоположные по значению: труд- лень, жара- холод, весёлый- грустный.
Легче друга потерять, чем найти. 
Легко друзей найти, да трудно сохранить. 
Маленькое дело лучше большого безделья. 
По платью встречают, а по уму провожают. 
Тяжело в учении - легко в бою. 
Умный себя винит, глупый - своего товарища. 
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,
Скажу тебе я слово

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.
Теперь

Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!
4.Этап первичной проверки понимания изученного
Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? Найдите в каждой пословице слова, противоположные по значению.
1. Знай больше, а говори меньше. 2. Лучшая вещь новая, лучший друг — старый. 3. Откладывай безделье, но не откладывай дело. 4. Добро помни, а зло забывай.
Спишите пословицы. Подчеркните слова, противоположные по значению.
Физкультминутка 
5.Этап закрепления новых знаний и способов действий.
 Работа в группе.
 Допишите слова, противоположные по значению.
Солнце всходит и ... .На каждую загадку есть ... . На каждый вопрос есть ... . Летом день длиннее, а ночь ... .
Взаимопроверка.
Гимнастика для глаз
6.Этап применения знаний и способов действий
Работа в центрах
-Займите места  в выбранных вами центрах:
центр чтения и письма, конструирования, науки.
Учитель раздаёт конверты с заданиями.

Центр чтения и письма
Задание: прочитать пословицы, найти слова, противоположные по значению. Записать пословицу в тетрадь
Ученье - свет, а неученье - тьма. 

Центр конструирования
Задание: выписать парами слова, противоположные по значению. С одной из пар таких слов составить и  записать предложение.
Работа, отдых, грубый, громкий, тихий, нежный.   

Центр науки
Задание: из словаря выписать 3 пары слов, противоположных по значению. Устно составить с ними предложения.

7.Этап обобщения и систематизации знаний
Презентация центров.

8.Этап информации о домашнем задании
Составить 3 предложения со словами, противоположными по значению.

9. Этап подведения итогов
-С какими словами познакомились на уроке?
-Для чего в речи нужны такие слова? (Они делают нашу речь богаче и красивее).

ИГРА
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,

10.Этап рефлексии
Учитель предлагает  оценить  работу на уроке при помощи линеек самооценки по критериям «старание» и «активность».  Затем раздает листики, похожие на паруса и предлагает  прикрепить их на мачту корабля, если тема урока понятна, и задания не вызвали затруднений.
-Все, кто работал хорошо, улыбнитесь мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодируйте себе. Спасибо за работу на уроке!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии